Расследование дела в отношении экс-главы подведомственного «Роскосмосу» НПО «Техномаш» может обернуться арестами в рядах руководства госкорпорации. Бывший и.о. гендиректора компании Дмитрий Панов, которого подозревают в мошенничестве на сумму около полумиллиарда рублей, 29 апреля был на два месяца отправлен Замоскворецким судом в СИЗО. По данным следствия, он причастен к хищениям денег, полученных на выполнение гособоронзаказа по техническому перевооружению Пермского порохового завода. Эксперты отмечают, что схема вывода денег, использованная преступной группой, в которую входили в том числе должностные лица «Роскосмоса», была популярна еще в конце 1990-х.
Дмитрия Панова сотрудники МВД задержали 24 апреля в Москве. Сейчас он проходит по делу о хищении как минимум 410,2 млн рублей. По версии следствия, такая сумма была перечислена предприятием «Техномаш» (входит в ГК «Роскосмос»), которым ранее руководил задержанный, ничем не примечательному ООО «Москапстрой». Незадолго до этого компания выиграла тендер на реконструкцию производства смесевого твердого топлива на ФКП «Пермский пороховой завод» и должна была приступить к работам еще в 2017 году. Однако после получения нескольких траншей в качестве аванса субподрядчик своих обязательств так и не выполнил. Кроме того, по данным следствия, гарантии Генбанка, предоставленные под контракты, оказались фиктивными.
— На Пермском пороховом заводе производят в том числе твердотопливные ускорители для крылатых ракет комплексов «Ярс», «Бастион», а также для баллистических ракет — именно поэтому в финансировании технической модернизации производства участвовал «Роскосмос», — сообщил «Известиям» источник, знакомый с ситуацией.
Собеседник добавил, что хотя эта статья расходов и является частью гособоронзаказа, Минобороны ее не контролирует. Поскольку деньги были выделены на техническое перевооружение, за их целевое расходование отвечает само предприятие, уточнил он.
Как стало известно правоохранителям, в июне 2017 года НПО «Техномаш» выступило генеральным подрядчиком работ по реконструкции системы охраны на ФКП «Пермский пороховой завод». По результатам закрытого конкурса контракт на 260 млн рублей заключили с ООО «Москапстрой». Затем стороны продолжили сотрудничество — «Москапстрой» обязался разработать документацию и провести работы по реконструкции производства смесевого твердого топлива, а также заняться «техническим перевооружением трансформаторных подстанций» порохового завода. В итоге общая сумма госконтрактов выросла почти вдвое и достигла 410,2 млн рублей.
Предоставление поддельных актов сдачи-приемки выполненных работ позволило переводить авансовые средства «Техномаша» на счета «Москапстроя». Оттуда деньги перетекали к фиктивным фирмам, по данным следствия, аффилированным с руководством НПО, — «Станко пресс» и «Станкотех».
— Большая часть обналиченных денег передавалась участниками группы одному из руководителей «Роскосмоса». Сейчас выясняется, кому именно, — сообщили «Известиям» компетентные источники.
По информации источников «Известий», близких к следствию, все фигуранты дела, которые пока проходят как свидетели, вскоре будут привлечены к ответственности. Не исключено, что в их число войдут владелец АО «Станкотех» Владимир Пирогов, бывший заместитель гендиректора «Техномаша» по финансам Анастасия Брагина и начальник 120-го центра ФГУП НПО «Техномаш» Борис Сапожников.
Главный фигурант громкого процесса Дмитрий Панов был уволен после внутренней проверки итогов его деятельности в «Техномаше», после чего госкорпорация отправила документы в прокуратуру.
— Департамент внутреннего аудита и департамент экономической безопасности госкорпорации «Роскосмос» регулярно проводят проверки на предприятиях ракетно-космической отрасли, — пояснили «Известиям» в ведомстве. — Возбуждение уголовного дела стало возможным по итогам проведенной проверки ФГУП «Техномаш», результаты которой были переданы в правоохранительные органы. Госкорпорация «Роскосмос» оказывает необходимое содействие следствию.
29 апреля в зале суда ожидаемо разгорелась дискуссия о мере пресечения для Дмитрия Панова. Сторона обвинения настаивала на аресте: по мнению правоохранителей, подсудимый может вмешиваться в ход расследования. Словно в подтверждение этому экс-руководитель «Техномаша» необъяснимым образом оказался знаком с показаниями других фигурантов, хотя по закону не должен обладать этой информацией. Кроме того, как сообщил из зала суда корреспондент «Известий», обвиняемый путался в своих домашних адресах и не сразу смог ответить, в каком именно районе Подмосковья проживает — в Красногорске или Одинцово.
Суду Дмитрий Панов заявил, что не планировал скрываться от правосудия, а по другому адресу находился для того, чтобы ухаживать за парализованным отцом. Свое новое место работы он, однако, тоже назвал не сразу. Судя по документам, бывший глава НПО «Техномаш» сейчас на полставки трудится на кафедре технологического менеджмента Инженерной академии РУДН. Принят он на эту работу буквально месяц назад.
Свою вину Дмитрий Панов полностью отрицает. Адвокат Игорь Ермолин заявил «Известиям», что карьере его клиента «уже нанесен непоправимый ущерб».
— Можно говорить только о его неэффективности как менеджера, но не о воровстве, — сказал защитник. — Заказчик отказывается принимать работы, так как они не соответствуют проектам, хотя оборудование закуплено. Но чтобы подписать акты, нужно привести в соответствие документацию. Поэтому нельзя говорить, что ничего не было построено — это просто задержки в оформлении документов. По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, число фигурантов в этом деле неизбежно возрастет. Эксперт уверен, что стоит ожидать «коллективных посадок».
— Понятно, что не один человек всё это делал, и я думаю, что будут расследовать деятельность целой группы. Поскольку это гособоронзаказ, количество фигурантов точно будет от трех и выше, — подчеркнул он. — По таким обвинениям сейчас назначают реальные сроки и, как правило, от восьми лет заключения.
По его словам, схема махинации, использованная руководством «Техномаша» довольно архаична: в конце 1990-х и в начале «нулевых» таким же образом заключались контракты в сфере ЖКХ, а также оформлялись гособоронзаказы.
— Памятны громкие скандалы, когда военнослужащие оставались без качественного зимнего обмундирования, а целые регионы — без угля для котельных. Сейчас же более характерна схема с завышением стоимости — взятые обязательства мошенники выполняют, хоть и не в полном объеме и не всегда качественно, — пояснил «Известиям» Кирилл Кабанов.
По материалам «Известий»